ПРИМЕНЕНИЕ АВТОРСКОЙ ПРОГРАММЫ «МИР ВОКАЛЬНОГО ИСКУССТВА» ПРИ РАБОТЕ С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ В ОБЛАСТИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПРИМЕНЕНИЕ АВТОРСКОЙ ПРОГРАММЫ «МИР ВОКАЛЬНОГО ИСКУССТВА» ПРИ РАБОТЕ С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ В ОБЛАСТИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

Е.А. Ширипина,

учитель музыки,

г. Архангельск

 

В МБОУ СШ №50 традиционно обучаются дети, наделенные музыкальными способностями, которые любят музыку и желают научиться красиво петь.

Именно для того, чтобы ребенок, наделенный способностью и тягой к творчеству, развитию своих вокальных способностей, мог овладеть умениями и навыками вокального искусства, самореализоваться в творчестве, научиться голосом передавать внутреннее эмоциональное состояние, разработана программа «Мир вокального искусства», направленная на духовное развитие обучающихся.

Актуальность и новизна программы в том, что в ней представлена структура индивидуального педагогического воздействия на формирование певческих навыков обучающихся, творческого самовыражения, а также индивидуальную троекторию развития.

Программа отличается тем, что:

- позволяет в условиях общеобразовательной школы через дополнительное образование расширить возможности образовательной области «Искусство»;

- она ориентирована на развитие творческого потенциала и музыкальных способностей школьников разных возрастных групп в вокальной группе за 3 года обучения соразмерно личной индивидуальности;

- содержание программы «Мир вокального искусства» может быть основой для организации учебно-воспитательного процесса по индивидуальной траектории, развития вокальных умений и навыков как групп обучающихся, так и отдельно взятых учеников;

- программа дополнительного образования имеет четкую содержательную структуру на основе постепенной (от простого к сложному) реализации задач тематического блока.

В МБОУ СШ №50 создана вокальная группа, в которой занимаются учащиеся 2-11 классов по программе «Мир вокального искусства», которая является обобщенным многолетним опытом по воспитанию вокалистов из числа одаренных учащихся школы, имеет практическую значимость и составлена на основе программы дополнительного образования «Мир вокального искусства» 1-4 классы (2) и «Программы для внеклассных и общеобразовательных учреждений»(1).

В условиях творческого объединения МБОУ СШ №50 занимаются 15 обучающихся. Это дает возможность каждому из них удовлетворить не только свои образовательные потребности, реализовать способности, радовать школьный социум и окружение школы своими способностями, получить оценку и общественное признание в школе, округе, городе. Увлеченные любимым делом школьники добры и воспитаны, принимают общечеловеческие ценности.

Содержание программы предполагается реализовать в объеме 102 часа (за 1 год обучения). Это позволяет распределить время для теоретической и практической работы.

Цель программы – через активную музыкально-творческую деятельность сформировать у учащихся устойчивый интерес к пению и исполнительские вокальные навыки, приобщить их к сокровищнице отечественного вокально-песенного искусства.

Одной из важных задач является формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры.

Основные направления и содержание деятельности.

Программа определяет 4 направления обучения детей (вокально-хоровая работа, музыкально-теоретическая подготовка, теоретико-аналитическая работа, концертно-исполнительская деятельность).

Первое направление состоит из 12 тематических блоков, объединяющих несколько вопросов теоретического и практического характера, которые реализуются на разных этапах обучения. Теоретические знания ориентированы на каждого обучающегося. Это сведения о композиторах и исполнителях, из области теории музыки и музыкальной грамоты, которые сопровождают все практические занятия, на которых основное внимание уделяется постановке голоса и сценическому искусству.

По способу организации педагогического процесса программа является интегрированной, т.к. предусматривает тесное взаимодействие музыки, литературы, изобразительного искусства, хореографии. Комплексное освоение искусства оптимизирует фантазию, воображение, артистичность, интеллект, то есть формирует универсальные способности, важные для любых сфер деятельности.

Программа предполагает различные формы контроля промежуточных и конечных результатов. Методы контроля и управления образовательным процессом - это наблюдение педагога в ходе занятий, анализ подготовки и участия воспитанников вокальной группы в школьных мероприятиях, оценка зрителей, членов жюри, анализ результатов выступлений на различных мероприятиях, конкурсах.

Особое место уделяется концертной деятельности. Свидетельством успешной реализации является участие обучающихся в школьных, окружных, городских, областных мероприятиях, а результатом обучения стали дипломы, грамоты дипломантов.

 

 

 

 

Примечания

1. Овчинникова Т.Н. программа «Хор».// Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. М. «Просвещение», 1986. С.85-87.

2. Суязова Г.А. Мир вокального искусства. 1-4 классы: программы, разработки занятий, методические рекомендации / авт.-сост. – Волгоград: Учитель, 2009. С.7-20.

 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

 

Случайное фото