Уважаемые родители учащихся 3-х классов 2019-2020 учебного года!
В следующем учебном году в учебном плане 4-х классов появится новая обязательная предметная область «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ). Предлагаем Вам ознакомиться с новым учебным курсом:
1. Прочитать материал «О введении курса ОРКСЭ в 4 классе»;
2. Посмотреть презентацию «ОРКСЭ 2020»;
3. Заполнить заявление о выборе модуля;
4. Отправить заявление классному руководителю до 22 мая.
С вопросами обращаться по тел. 220-244 (Сивер Надежда Валентиновна) с 10 до 15 часов в рабочие дни.
Благодарим за сотрудничество.
Информация о преподавании в 4-х классах общеобразовательных организаций комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»
Уважаемые родители учащихся 3-их классов!
Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации России от 06 октября 2009 года № 373 (далее – государственный стандарт) предусмотрена обязательная предметная область «Основы религиозных культур и светской этики» (далее - ОРКСЭ). Основными задачами реализации содержания ОРКСЭ в соответствии с государственным стандартом являются воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, формирование первоначальных представлений о светской этике, об отечественных традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России.
В соответствии с государственным стандартом по выбору родителей (законных представителей) учащихся изучается один из модулей:
- основы православной культуры,
- основы иудейской культуры,
- основы буддийской культуры,
- основы исламской культуры,
- основы мировых религиозных культур,
- основы светской этики.
Исключительное право в выборе модуля в соответствии с частью 2 статьи 87 Федерального Закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации» принадлежит родителям (законным представителям) учащихся.
При этом вы можете посоветоваться с ребёнком и учесть его личное мнение.
Преподавать все модули, в том числе по основам религиозных культур, будут школьные учителя, получившие соответствующую подготовку.
Для осуществления выбора модуля необходимо Ваше личное присутствие на родительском собрании и заполнение заявления, в котором будет зафиксирован Ваш выбор. На собрании возможно присутствие одного из родителей (законных представителей).
Задачи учебного курса ОРКСЭ:
- знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;
- развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
- обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
- развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
Поэтому одна из важных педагогических задач нового учебного курса — формирование у обучающегося мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России. А выбор веры — это частное дело гражданина, он может происходить только за пределами государственных и муниципальных школ.
Курс имеет не вероучительный, а культурологический характер, а культура у нас одна — культура многонационального народа России.
Учебно-воспитательный процесс в рамках комплексного курса направлен на знакомство учащихся с духовными традициями многоконфессионального народа России, с историей и культурой крупнейших религиозных объединений нашей страны, а также с основами светской этики. Все это должно преследовать общую цель: нравственное воспитание российских школьников на основе традиционных идеалов и ценностей, развитие их интереса к окружающему миру, формирование уважительного отношения к представителям различных конфессий, укрепление толерантных отношений между участниками образовательного процесса, оздоровление морально-нравственной атмосферы в школе и семье.
Внедрение комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» призвано содействовать более тесному взаимодействию семьи и школы в вопросах воспитания обучающихся, оказания им необходимой, своевременной и квалифицированной поддержки в непростых ситуациях нравственного выбора и общественного самоопределения.
Содержание каждого модуля ориентировано на знакомство с соответствующей культурой и религиозной или светской традицией и не содержит критических оценок других религий и мировоззрений.
Преподавание знаний об основах религиозных культур и светской этики призвано сыграть важную роль не только в расширении образовательного кругозора учащегося, но и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего ее культурные традиции, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу во имя социального сплочения.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
«ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗГIЪIХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»
Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» представляет собой единый комплекс структурно и содержательно связанных друг с другом шести учебных модулей: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики».
Каждый учебный модуль, являясь частью курса, имеет логическую завершённость по отношению к установленным целям и результатам обучения и воспитания и включает в себя такой объём материала по предмету, который позволяет использовать его как самостоятельный учебный компонент
Содержание всех модулей комплексного учебного курса подчинено общей цели — воспитанию личности гражданина России посредством приобщения его к нравственным и мировоззренческим ценностям.
Изучая курс, обучающийся, в соответствии с выбранным модулем получит представление о конкретной культурной традиции на основе знакомства с наиболее общими её характеристиками.
Учебный модуль «Основы православной культуры»
Россия — наша Родина.
Введение в православную духовную традицию. Особенности восточного христианства. Культура и религия. Во что верят православные христиане. добро и зло в православной традиции. Золотое правило нравственности. Любовь, к ближнему. Отношение к труду. долг и ответственность. Милосердие и сострадание. Православие в России. Православный храм и другие святыни. Символический язык православной культуры: христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство), православный календарь. Праздники. Христианская семья и её ценности.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и
многоконфессионального народа России.
Учебный модуль «Основы исламской культуры»
Россия — наша Родина.
Введение в исламскую духовную традицию. Культура и религия. Пророк Мухаммад — образец человека и учитель нравственности в исламской традиции. Столпы ислама и исламской этики. Обязанности мусульман. Для чего построена и как устроена мечеть. Мусульманское летоисчисление и календарь. Ислам в России. Семья в исламе. Нравственные ценности ислама. Праздники исламских народов России: их происхождение и особенности проведения. Искусство ислама.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и
многоконфессионального народа России.
Учебный модуль «Основы буддийской культуры»
Россия — наша Родина.
Введение в буддийскую духовную традицию. Культура и религия. Будда и его учение. Буддийские святые. Будды. Семья в буддийской культуре и её ценности. Буддизм в России. Человек в буддийской картине мира. Буддийские символы. Буддийские ритуалы. Буддийские
святыни. Буддийские священные сооружения. Буддийский храм. Буддийский календарь. Праздники в буддийской культуре. Искусство в буддийской культуре.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
Учебный модуль «Основы иудейской культуры»
Россия — наша Родина.
Введение в иудейскую духовную традицию. Культура и религия. Тора главная книга иудаизма. Классические тексты иудаизма. Патриархи еврейского народа. Пророки и праведники в иудейской культуре. Храм в жизни иудеев. Назначение синагоги и её устройство. Суббота (Шабат) в иудейской традиции. Иудаизм в России. Традиции иудаизма в повседневной жизни евреев. Ответственное принятие заповедей. Еврейский дом. Знакомство с еврейским календарём: его устройство и особенности. Еврейские праздники: их история и традиции. Ценности семейной жизни в иудейской традиции.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
Учебный модуль «Основы мировых религиозных культур»
Россия — наша Родина.
Культура и религия. Древнейшие верования. Религии мира и их основатели. Священные книги религий мира. Хранители предания в религиях мира. Человек в религиозных традициях мира. Священные сооружения. Искусство в религиозной культуре. Религии России. Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира. Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды. Религиозные ритуалы в искусстве. Календари религий мира. Праздники в религиях мира. Семья, семейные ценности. долг, свобода, ответственность, учение и труд. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь, социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
Учебный модуль «Основы светской этики»
Россия — наша Родина.
Культура и мораль. Этика и её значение в жизни человека. Праздники как одна из форм исторической памяти. Образцы нравственности в культурах разных народов. Государство и мораль гражданина. Образцы нравственности в культуре Отечества. Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства. Что значит быть нравственным в наше время? Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали. Методика создания морального кодекса в школе. Нормы морали. Этикет. Образование как нравственная норма. Методы нравственного самосовершенствования.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
Выбор учащихся предыдущих учебных лет в школе представляли модули:
- основы мировых религиозных культур,
- основы светской этики,
- основы православной культуры.
Учебники по данным модулям имеются в школьной библиотеке. Вы можете познакомиться с их содержанием.
В образовательной системе «Гармония» курс ОРКСЭ (модули: основы мировых религиозных культур и основы светской этики) представлен авторами Ворожейкиной Наталией Ивановной и Дмитрием Викторовичем Заяц. Цель изучения курса– приобщение младших школьников к культурному наследию народов нашей страны, к общечеловеческим ценностям предшествующих поколений, воплощенным в религиозных верованиях, фольклоре, народных традициях и обычаях (нравственном опыте поколений), в искусстве; воспитание духовно-нравственного гражданина России, любящего свое Отечество, способного к нравственному совершенствованию и развитию.
Ученики, выбравшие модуль «Основы православной культуры» обучались по предложенному Министерством образования и науки России единому для всех школ учебнику «Основы православной культуры». Учебник написан протодиаконом Андреем Кураевым. Предмет представлен Министерством образования и науки как светский.
Заявленная цель предмета — ознакомить школьников с историей, культурой и основными ценностями православного христианства.
Данные учебники соответствуют Федеральному государственному образовательному стандарту и рекомендованы Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в общеобразовательных учреждениях.
Информационно-методическое сопровождение реализации комплексного курса ОРКСЭ обеспечено на официальном федеральном сайте «Основы религиозных культур и светской этики: www orkce.org. В разделе «методический кабинет» Вы можете подробнее познакомиться с программами различных модулей.
Поскольку курс ОРКСЭ является обязательной частью государственного стандарта, отказ от изучения любого из шести модулей курса не допускается и рассматривается как препятствование получению ребёнком общего образования в соответствии с законодательством Российской Федерации.